Вопрос № 55

05.04.18 08:56

Вопрос: Вправе ли работодатель принять на работу гражданина, у которого истек срок действия паспорта?

В соответствии с ч.1 ст.65 ТК РФ лицо, поступающее на работу, помимо паспорта вправе предъявить иной документ, удостоверяющий личность. При этом в Трудовом кодексе РФ не приводится перечень таких документов, а также не раскрывается данное понятие.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 N 232, Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина РФ. Его обязан иметь каждый гражданин России, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации. В противном случае гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ.
Следовательно, предъявление при приеме на работу иного документа, а не паспорта должно быть обусловлено объективными причинами. К ним относятся следующие причины:
- недостижение установленного возраста;
- утрата документа;
- хищение паспорта;
- замена паспорта в связи с достижением определенного возраста, непригодностью паспорта, изменением фамилии, имени, отчества;
- иностранное гражданство.
В каждом из указанных случаев лицо, принимаемое на работу, может предъявить иные документы вместо паспорта. К ним относятся:
1. Свидетельство о рождении. Такой документ вправе предъявить лицо, не достигшее возраста 14 лет.
2. Временное удостоверение личности гражданина РФ. Удостоверение выдается по желанию гражданина в случаях утраты, хищения или замены паспорта на срок его оформления. 3. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства.